В любой традиционной культуре существуют календарные праздники, связанные с днями равноденствия. У казахов отмечают: Наурыз (весна), Қымызмұрындық (лето), женский обрядовый праздник Шашыратқы (осень), Соғым басы (зима). В этом цикле могут быть вариации по времени его проведения, что связано с разными климатическими циклами географически отдаленных друг от друга регионов огромной территории расселения казахов.
Само слово «Наурыз» восходит к древнеиранскому сочетанию слов: ноу (новый) и роуз (день). Зародившись в канонических рамках зороастризма, этот праздник является повторяющимся календарно-сезонным событием и началом солнечного летоисчисления. С Наурызом связано начало хозяйственного цикла и комплекс обрядов и ритуалов переходного характера.
Летние месяцы, приходящие вслед за Наурызом, ассоциировалось с Добром, а зима/зимние месяцы со Злом, поэтому наступление праздника считалось днем победы лета. Перед встречей Наурыза древние тюрки очищали водоемы, источники, родники и колодцы – чистотой и добром омывается природа. В праздник прощали все обиды, а те, кто был в ссоре, обязательно мирились. В ночь перед Наурызом, по поверьям, приходил Қыдыр-ата, приносящий счастье. Поэтому накануне Наурыза, в ночь ожидания его прихода, все казаны и чаши наполнялись молоком, айраном, ключевой водой – священными напитками. Казахи в Наурыз друг другу говорят: «Ақ мол болсын» (пусть белого будет много), в переносном смысле желая благосостояния и счастья.